Прототипом бензиномоторного рыхлителя, который построили учащиеся подмосковной школы совхоза «Горки Ленинские», послужила машина того же назначения, выпускаемая одним из заводов Латвии. Она предназначена для подготовки почвы под сев и посадку и рыхления почвы в междурядьях лесных и сельскохозяйственных культур. Как и серийный, рыхлитель, созданный ребятами, оборудован двухтактным двигателем от бензопилы «Дружба». Его рабочий орган — четыре вертикальных ножа, рыхлящих землю на глубину 140—150 мм. Общее у обеих машин: рациональная компоновка узлов, клиноременная передача, литые ведущие колеса Ø 250 мм. А вот ножи ребята сделали оригинальные. У серийных машин они приклепываются к массивному основанию. 1 — ножи рабочего органа, 2 — запрессованная бронзовая втулка, 3 — кронштейн клиноременной передачи, 4 — ремень, 5 — редуктор двигателя, 6 — двигатель, 7 — колесо, 8 — трубчатая рукоятка управления, 9 — вал рыхлителя, 10 — ступица рыхлителя, 11 — гайка крепления рабочего органа. У самодельной машины рыхлитель целиком изготовлен из листовой стали толщиной 2,5—3 мм. Ножи заточены с внутренней стороны и слегка изогнуты так, чтобы внутренний диаметр рабочего органа по концам ножей составил 100—130 мм. Приводной вал рыхлителя Ø 18 мм вращается в чугунной втулке от бензопилы, запрессованной в кронштейн. На квадратный хвостовик приводного вала насаживается и зажимается гайкой ступица рыхлителя. Для хорошей обработки почвы скорость вращения рабочего органа должна быть не выше 400 об/мин. При скорости вращения выходного вала редуктора двигателя 1500 об/мин ременная передача должна иметь передаточное число: i=1500/400=3,7 Это означает, что диаметр шкива приводного вала рыхлителя должен быть в 3,7 раза больше диаметра шкива выходного вала редуктора. Скорость вращения рыхлителя можно уменьшить в небольших пределах, изменяя обороты двигателя. Правда, при малых оборотах перестает срабатывать муфта сцепления, так как у «Дружбы» она центробежная. Главное же отличие машины, изготовленной школьниками, от серийной — большая безопасность работы. Это обеспечивается защитным кожухом. Дополнительный кронштейн, установленный спереди, позволяет регулировать глубину рыхления. Для предохранения от пыли шкивы, и приводной ремень укрыты металлическим кожухом. Теперь о том, что еще можно улучшить в бензорыхлителе, сделанном ребятами из Горок. Вместо литых колес можно поставить надувные — они лучше пойдут по влажной почве. Двигатель «Дружба» может быть заменен любым мотоциклетным того же класса. Тогда нетрудно рассчитать передаточное отношение и вместо клиноременной использовать цепную передачу. Установка такого двигателя позволит, кроме того, в значительно больших пределах варьировать скорость вращения ножей, а стало быть, на малой скорости заглублять их значительно сильнее. И. КИТАЕВ. кандидат технических наук Моделист-конструктор №6 1971
|