Основа мотоплуга — рама, сваренная из стального профиля «уголок» 50×50×5 мм. На ней установлены двигатель, ведущий мост, плуг и органы управления. Колеса самодельные. Каждое состоит из центральной втулки, двенадцати спиц из стального прутка Ø 14 мм, обода (стальная полоса толщиной 6 и шириной 120 мм) и резинокордного протектора с крупным рисунком, вырезанного из старой автопокрышки. Центральные втулки колеса снабжены обгонными муфтами — это гораздо проще, чем дифференциал, и надежнее, чем одно ведущее колесо. Сборка колеса выполняется так. В ступицы ввертываются спицы, на каждую навертывается гайка. Затем спицы последовательно пропускаются через отверстия, а стальной полосе обода и каждую с внешней стороны фиксируют второй гайкой. После балансировки и центровки обод заваривается или скрепляется изнутри накладкой и винтами. Для закрепления покрышки на нее устанавливаются два уголка; в каждом из них по два отверстия, через которые пропускаются стяжные болты М10. Ведущая ось вытачивается из прутка Ø 40 мм (Сталь 40). Делать это лучше в центрах, обращая внимание на посадочные поверхности, — чистота их обработки должна быть не ниже седьмого класса, а класс точности — не меньше второго. Все сказанное следует отнести также и к промежуточному валу. На мотоплуге используется двухступенчатый цепной редуктор. Передаточное отношение первой ступени замедления — 3,65, второй — 3. Этих цифр необходимо строго придерживаться: скорость мотоплуга при таком передаточном отношении около 4 км/ч. Все звездочки цепного редуктора — самодельные. Как с промежуточным, так и с ведущим валом они соединяются на шпонках. Особое внимание при изготовлении «мотопахаря» следует уделить собственно плугу. Неточность его «геометрии» может перечеркнуть всю проделанную работу, поскольку пахать такой плуг не будет. Основное — правильно установить отвал, то есть ту деталь, которая переворачивает почву. Оптимальный угол 50°: при меньшем сопротивление грунта резко возрастает, что вызовет пробуксовку и вибрацию всего агрегата. На раму плуг ставится так, чтобы можно было изменять глубину вспашки и угол установки. Для этого служит рукоятка, при вращении которой плуг поворачивается на рычаге, приподнимая или опуская носок. Регулировать его положение можно и на ходу. Крепится плуг к швеллеру № 10 в задней части рамы. Ширину захвата можно изменять, для чего на швеллере имеются пазы, через которые рабочий орган крепится болтами М12. Двигатель мотоплуга — от мотороллера Т-200. Его компоновка не вызывает особых трудностей. Управление вынесено на рукоятки. Помимо основного назначения, мотоплуг можно также эксплуатировать совместно с одноосным прицепом, используя для перевозки различных грузов. *Для просмотра чертежей в полном масштабе кликните по картинке. В. ПЕТРУНЯ Моделист-конструктор № 10 1979
|