На полях сражений в Первую мировую впервые появились танки, представлявшие собой весьма грубые конструкции. Это, однако, не помешало военным увидеть в этих неуклюжих гусеничных бронированных коробках совершенно новый вид вооружений, который очень скоро изменил всю военную мысль. Наряду с танками генералы получили и ещё одну новую игрушку – только что оперившуюся авиацию. Залечивая раны и готовясь к новой войне, практически все страны стали активно изучать новые виды техники и создавать учебники по тактике совместного использования новейших вооружений.
После негативного опыта позиционной войны начала века военными умами завладела идея «молниеносной войны», когда основные военные и силовые объекты захватывались танковыми клиньями, действовавшими в тесном взаимодействии с пехотой и авиацией. Но у этой красивой идеи был один большой минус. Требовалось быстро и в сжатые сроки перебрасывать огромные танковые армии на новые места, а это не всегда было возможно из-за дорожных условий и сопротивления врага. Бомбардировщики 1930-х не могли возить ничего кроме себя, экипажа да 2-3 т полезной нагрузки. Под этот весовой предел подпадали лишь лёгкие бронеавтомобили и танкетки, но их было явно недостаточно для ведения военных действий. Вот тогда и пришла идея приделать к танку собственные крылья и заставить технику перемещаться самостоятельно.
Идею летающего танка в 1932 году предложил американский инженер Джон Уолтер Кристи (именно на основе его проекта в СССР были разработаны колёсно-гусеничные танки БТ). На первом этапе Кристи изготовил из дюралюминия, и стали безбашенную машину М.1932.
«Это настоящая летающая крепость вооружена 75-мм орудием. Благодаря идеям мистера Кристи машина получилась удивительно лёгкой, её масса не превышает 4 т. Танк готов к защите Америки от любых нападений»- писала американская пресса.
Танк Кристи имел двойные пневматические шины на основных катках. В комплекте с 750-сильным двигателем это давало возможность развивать на гусеницах скорость до 90 км/час, а скинув гусеницы, М.1932 превращался в бронированный гоночный автомобиль, способный развивать скорость в 190-200 км/час. Специальная подвеска позволяла танку производить прыжки в длину с трамплинов до 4-5 метров (это отлично показано в начале фильма «Трактористы»).
Проект предполагал устанавливать на танке М.1932 бипланную крыльевую коробку, к которой крепилось хвостовое оперение, на верхнем крыле, спереди, располагался воздушный винт. Разгон для взлёта должен был составлять примерно 200 м. Первую половину пути танк должен был разгоняться на гусеницах, а по достижении скорости в 130 км/час привод переключался на воздушный винт.
Однако, несмотря на всю кажущуюся реалистичность проекта, осуществить его на практике так и не удалось. Основной причиной называется сложность выполнения дистанционного привода от мотора с колёс на воздушный винт и обратно. К тому же из-за переговоров конструктора с СССР, взаимоотношения Кристи с Департаментом США окончательно испортились. Кристи создал ещё несколько танков и пробовал продать их американскому Департаменту вооружений, но эти попытки не увенчались успехом.
В Советском Союзе схему Кристи скопировал и доработал авиаконструктор Арам Рафаэлянц.
Планер Рафаэлянца имел гораздо более широкую область применения – танк БТ-2 взлетал и садился не на собственное шасси, а на высокое шасси планера. Это позволяло не только экономить ресурс подвески танка, но и позволяло использовать планер для перевозки любых грузов. Толкающий воздушный винт располагался непосредственно над кормовой частью танка, что значительно упрощало передачу вращения от двигателя. Отсоединение танка от планера после посадки и падение с высоты 1,5 м производилось без выхода экипажа. К середине 1933 года после ряда технических оценок стало ясно, что мощности двигателя танка недостаточно для обеспечения требуемых лётных данных. Кроме того, вызывало тревогу сложность подготовки экипажей – они должны были включать и танкистов, и лётчиков. Поэтому проект дальше расчётов и чертежей не продвинулся.
В мае 1937 года инженер Михаил Смалько разработал проект летающего танка МАС-1. Танк очень смахивал на автомобиль Фантомаса – для полёта его крылья и пропеллер выдвигались из-под защитных бронелистов, имевших бронирование до 10 мм. Корпус представлял собой дальнейшее развитие БТ-7, но был переработан для улучшения аэродинамических свойств. Вооружение танка составляли два 12-мм пулемёта в башне и один 7,62-мм ШКАС, стрелявший через винт с использованием авиационного синхронизатора. Крылья состояли из двух половин, наружной (бронированной) и выдвижной. Бронированная половина крепилась к корпусу и поворачивалась вокруг оси крепления на 90 градусов назад, а внутренняя выдвигалась наружу специальным механизмом, размах крыльев достигал 16,2 м. Убирающийся хвост крепился на особых каретках внутри танка и выдвигался, и убирался одновременно с крыльями. Винтовая установка, состояла из двух металлических лопастей, на поле боя убиралась под бронированные щитки в носу танка. Так как подвеска осталась от БТ-7, танк сохранил возможность колёсного хода и способен был развивать скорость до 120 км/час. По расчётам конструктора, крейсерская скорость полёта составляла 200 км/час, высотный потолок – 2000 м, а дальность полёта – около 800 км. Был изготовлен полноразмерный деревянный макет, после чего работы были приостановлены.
Работы над летающими танками велись не только в СССР. Разработанный в 1940 году британской фирмой Saunders-Roe проект под кодовым название Р.1033 предполагал создание танкодесантного модуля для переброски танков через Ла-Манш в будущей войне. Р.1033, имевший четыре автономных двигателя и убирающиеся шасси, должен был отрываться от земли на скорости в 140 км/час и переносить танк на дальность около 900 км. Дальше расчётов проект не продвинулся.
Ближе всех продвинулся авиаконструктор Олег Антонов. В 1941 году коллективу Антонова была поручена разработка планеров для доставки грузов партизанам. Во время работы Антонову пришла мысль объединить планер и лёгкий танк. Работы над планером, получившим индекс А-40, начались в декабре 1940 года. Для испытаний использовался серийный лёгкий танк Т-60. Планер построили в апреле 1942 года в Тюмени, после чего перевезли в подмосковный Жуковский для испытаний. Проводил их лётчик-испытатель Сергей Анохин. В качестве буксировщика использовали бомбардировщик ТБ-3 с форсированными моторами АМ-34РН. Общий вес конструкции приближался к 7,5 т, из которых 2 т приходились на деревянные крылья. Для обзора пилоту поставили специальный перископ, к обычному танковому оборудованию были добавлены пилотская ручка управления и педали для управления рулями поворота. На приборной доске появились компас, спидометр и альтиметр.
Первый и последний настоящий полёт состоялся 2 сентября, но через 15 минут полёта от большого воздушного сопротивления планера у самолёта буксировщика начали перегреваться двигатели. По команде с ТБ-3 Анохин отцепился и пошёл на посадку на ближайший аэродром Быково. Не обошлось без казусов. После приземления Анохин, не сбрасывая планер, двинулся на командный пункт аэродрома – там не были предупреждены об испытаниях, и в связи с приземлением необычного летательного аппарата была объявлена воздушная тревога, испытатель летающего танка был «взят в плен» расчётом зенитной батареи.
По результатам полёта был сделан вывод, что мощности двигателей ТБ-3 не хватает. А-40 могли буксировать более мощные Пе-8, но в строю их было всего чуть больше 70 штук, и привлекать дальние бомбардировщики ради буксировки танков никто не решился.
Разработками танколётов под самый конец войны занималась и императорская Япония. Для десантного комплекса был специально разработан лёгкий танк весом всего в 2 т, но в отличии от советского, японский Maeda Ku-6 так и не смог оторваться от земли.
К летающим танкопланерам можно отнести также и английский планер Hamilcar, созданный для единственной цели – переброски через Ла-Mанш лёгких танков Tetrarch. Hamilcar был самым большим деревянным планером за всю историю британских Королевских ВВС. Для буксировки применялись специально доработанные бомбардировщики Mk.III Halifax. Весь груз планера составляли танки Tetrarch с экипажем, пристёгнутые внутри фюзеляжа, да два пилота, сидевшие тандемом в пилотской кабине. Средняя скорость полёта составляла около 240 км/час. Во время высадки в Нормандии было использовано около 30 планеров. Только дин полёт завершился неудачей: над Ла-Маншем от тряски открылись замки носового обтекателя, и танк, находившийся внутри планера, рухнул в пролив вместе со своим экипажем.
Ещё одна схема, с помощью которой пытались поставить танки «на крыло», - это автожиры. В 1933 году известный конструктор вертолётов Николай Камов представил свой проект танка-автожира со складными лопастями, который был способен садиться на малые площадки практически без пробега. Предполагалось оснастить танк 20-мм пушкой и 7,62 мм пулемётом. Был изготовлен деревянный макет для продувок в аэродинамической трубе ЦАГИ, но танк так и остался проектом.
А вот англичанам всё же удалось создать десантный летательный аппарат, используя принцип автожира. В 1943 году в Великобритании встал вопрос о будующей переброске войск через Ла-Манш. Рауль Хафнер, ведущий специалист Исследовательского центра десантных сил, решил модифицировать для этой цели собственное изобретение – роторный парашют Rotashute. Хафнер планировал использовать подобный принцип для создания летающего джипа Rotabuggy и летающего танка Rotatank (на базе танка Valentine). Танк так и остался «на бумаге», а джипу повезло больше. Rotabuggy представлял собой обычный армейский джип Willys, но с установленными стёклами. стойками с двухлопастным ротором, фанерной кабиной и фанерным хвостовым обтекателем. Рулей не было, поэтому управление предполагалось осуществлять наклоном оси винта.
16 ноября 1943 года Rotabaggy впервые поднялся в воздух, буксируемый бомбардировщиком Whitley. Выяснилось, что управлять наклоном оси винта практически невозможно – ручку вырывало из рук и двум пилотам с трудом удалось посадить машину. Поэтому по приземлении, учитывая невозможность управления в полёте и то, что Rotabuggy не мог перевозить пушки, британцы отказались от летающего джипа в пользу обычных планеров.
С появлением в 1950-е годы тяжёлых военно-транспортных самолётов с большими грузовыми кабинами и аппарелями, способных перевозить не только лёгкие танкетки, но и средние, и даже тяжёлые танки, а также мощных парашютных систем – вопрос о «крылатом танке» был снят окончательно.
По материалам "ПМ" №12, 2007г. |